Сергій Святченко про центр Soviart, роботу з колажем та поєднання архітектури і мистецтва
Сергій Святченко — архітектор, фотограф, художник, член Спілки художників і графіків Данії (BKF) та володар премії Yellow Pencil Award 2007, Лондон. Народився у Харкові в 1952 році, де закінчив архітектурний факультет Харківського інженерно-будівельного інституту (нині Харківський національний університет будівництва та архітектури ХНУБА). З 1990 року живе і творить в Данії. Працює з колажем, живописом, відео та архітектурою. Один з найвпливовіших у світі художників сучасного колажу. Відомий новаторськими художніми роботами LESS та ідеєю інтеграції мистецтва в архітектуру. Сьогодні він засновник i креативний директор фестивалю та академii сучасного мистецтва колажу Less у Виборзі (Данія).
У 1980-х організовував перші виставки сучасного українського мистецтва в Центрі сучасного мистецтва «Совіарт», одним із засновників якого він був. 14 листопада презентував мультимедійний проєкт, одним із творців якого він став — «Український конструктивізм»
Настя Калита поговорила з Сергієм Святченком про його становлення як художника, переїзд у Данію та роботу з різними медіа.
Про сім’ю
Начну с того, что я родился в Харькове. Харьков уникальный по-своему город: архитектура, структура, планировка, улицы, парки, река и вся история неповторимы. Он подарил миру много талантов и надеюсь, их число будет расти.
В семье всегда чувствовалась атмосфера трудолюбия и требовательности к себе и в равной степени к окружающим. Отец Евгений Андрианович Святченко — архитектор, профессор, член-корреспондент Академии архитектуры Украины — заведовал кафедрой архитектуры в Харьковской национальной академии городского хозяйства и был замечательным художником. Он писал чувственные необыкновенные акварели, картины маслом, делал коллажи и занимался фотографией. Конечно, я наблюдал за этим процессом на протяжении долгого времени, живя с родителями. Бесчисленное количество работ, привезенных со студенческих практик из разных частей Советского Союза, заполняли весь наш дом. Видеть всё это и участвовать было моими ступенями творчества, по которым мне будет суждено пройти
В доме также была большая библиотека по искусству и архитектуре, где находились книги по советскому авангарду и конструктивизму. Папа читал лекции на эти темы, иллюстрируя их рисунками-коллажами. В 1992 году он приехал ко мне в Данию и в Архуской архитектурной школе прочитал лекцию «Авангард в архитектуре и искусстве 1920–1930-х годов», где большая часть посвящена архитектуре конструктивизма. Оригинальные тезисы с иллюстрациями сейчас я держу в своих руках. Пожелтевшие страницы, напечатанные на пишущей машинке, соединенные вместе поржавевшей скрепкой… и вот чудо, на которое я неожиданно обратил внимание!
Написанная им лекция о конструктивизме датирована 15 ноября 1990 года, и 15 ноября 2021 года был официально открыт мультимедийный проект «Украинский конструктивизм», где я как архитектор и художник принял участие.
У него было большое количество групповых и персональных выставок в Харьковском доме архитекторов. Его работы и сейчас хранятся в моей коллекции и в коллекциях моих детей. В начале 1980-х там открылась и моя первая персональная выставка коллажа — «Мир».
Но было и мамино влияние. Обладая прекрасным голосом и талантом актрисы, она в 1946 году поступила в московский Институт театрального искусства (ГИТИС), но по воле своего отца, который не считал это образование серьёзным, вернулась в Харьков и сдала экзамены в Инженерно-строительный институт. Тогда же на архитектурный факультет этого института поступил и мой папа, вернувшийся с фронта. Во многом стараниями мамы, которая называла себя «безумной модернисткой», в доме создавалась и поддерживалась та удивительная творческая атмосфера, частью которой я был.
Идея родства архитектуры и искусства — важнейший ключ к пониманию всего моего творчества.
Про спільну виставку з батьком
Уже в Дании, работая с галерей «Норд», представлявшей датское и международное искусство по всему миру, я предложил Эрику Йоханесену на Рождество 1994 года показать выставку «Святченко и сын». Там бы моя абстрактная живопись большого размера и коллажи выступили на контрасте с небольшого размера акварельными работами отца. Они должны были интересно вписаться в большое и светлое минималистическое пространство «Норд». Идея понравилось владельцу. На открытии мы подарили папе каталог его работ, связанный с 70-летием. Это было замечательное незабываемое для меня, отца и мамы событие, которое навсегда останется в памяти. Выставка имела большой успех, мы все были счастливы.
Про вчителя — Віктора Антонова
Мое дальнейшее формирование как архитектора и художника происходило под влиянием мировоззрения Виктора Леонидовича Антонова — профессора, академика архитектуры, который был также консультантом моей научной диссертационной работы. Общение с ним было очень тесным. Он был поглощён талантом Андрея Тарковского и организовывал показы фильмов «Зеркало» и «Сталкер» в Харькове. Во время наших длинных прогулок в Парке культуры имени Горького Антонов учил меня видеть неразрывную связь человека с природой, созидающую силу открытых и закрытых пространств как в природе, так и в архитектуре, оказывающих влияние на человека. Идея родства архитектуры и искусства — важнейший ключ к пониманию всего моего творчества. Особенное воплощение этой идеи профессор Антонов видел в творчестве Микеланджело и Ле Корбюзье, которые достигли вершин мастерства в соединении двух искусств — архитектуры и живописи.
Про роботу з колажем
С 1980 года я уже активно работал с коллажем. В то время им никто не занимался, и я получал предложения проводить выставки работ в различных выставочных помещениях в Киеве, например, в Октябрьском дворце, Библиотеке искусств, Институте технической эстетики и многих других. В этот период я создал те важные направления к подходу в работе с коллажем, которые я буду использовать на протяжение всего моего дальнейшего творчества. Философия, принципы и манифест моей будущей серии LESS присутствует принцип «эстетического удивления», который был окончательно оформлен в 2004 году. Параллельно я продолжал работать над моей диссертацией.
Над планами выставочных помещений, организацией и проведением выставок я пытался работать, используя навыки архитектора. Сооружал разные деревянные пространственные конструкции при входе на выставки, которые чем-то напоминали конструкции Александра Родченко и Владимира Татлина 1920-х годов. Делал небольшие бумажные инсталляции, пытаясь создать интересную выставочную среду. Оформление работы под стекло обычно помогал оплатить мой большой друг, киевский врач-анестезиолог с мировым именем, коллекционер — Валентин Васильевич Суслов. В его коллекции сейчас находятся некоторые мои работы того времени.
Выставки обычно назывались «Сергей Святченко. Коллаж». У меня даже сохранились книги отзывов — замечательный исторический документ того времени. В 2014 году Рик Пойнор, известный британский арт-критик, куратор, профессор, специалист в области визуальной культуры написал монографию, которая называлась также «Сергей Святченко: Коллажи» и вышла в издательстве SCHLEBRÜGGE.EDITOR в Вене, Австрия. Примечательно, что подготовка к изданию, подбор работ, вступительная статья и работа с дизайнером — все было подготовлено и выполнено самим Риком. Дизайн книги выполнил Джеймс Гринхау (Лондон).
В качестве короткой презентации автора работ на клапане обложки стояло: «Это первая монография, посвященная исключительно произведениям в области коллажа Сергея Святченко, одного из выдающихся представителей этого направления в современном изобразительном искусстве. Коллаж как метод создания произведений богато представлен в его творчестве. Монография подготовлена к изданию Риком Пойнором, который в своей вступительной статье, написанной в жанре эссе, дает увлекательно написанный критический обзор подборки наиболее значительных произведений Святченко последнего десятилетия, а также рассматривает некоторые коллажи художника более раннего периода, созданные до отъезда Святченко в 1990 году из Украины в Данию».
Коллаж полностью отражает фрагментарность нашей жизни, торопливой и поверхностной, полной желания остановиться и дочитать, досмотреть и додумать.
Про роботу в журналі «Ранок»
Закончив аспирантуру и написав диссертацию на тему «Средства визуальной информации в архитектуре», я собирался идти по стопам отца, но неожиданно для самого себя получил работу художественного редактора в журнале «Ранок».
На праздновании Дня Киева на Андреевском спуске, где я выставлял свои коллажи, ко мне подошел человек и, представившись главным редактором молодежного журнала «Ранок». Это был Александр Рущак, он сказал: «Мне очень нравится ваше мышление и ваши работы, предлагаю вам должность художественного редактора журнала. Никаких запретов, никакой цензуры, что хотите, то и можете делать».
Радикально изменив макет журнала «Ранок», привлекая к работе молодых художников, фотографов, средствами дизайна выражая новые идеи и новую информацию, я, естественно, оказался в кругу наиболее активных участников «культуры перестройки» в стране. Обладая большими полномочиями публиковать в журнале материалы о культурных процессах и бывая на разных культурных мероприятиях того времени, я начал формировать вокруг себя и журнала группу молодых украинских художников, чье творчество было мне близким и радикально новым для второй половины 1980-х.
В какой-то степени мы «отобрали» у государства управляющие функции в области культуры и сами решали, как организовывать выставки современного искусства, сами находили их участников.
Коллаж сегодня — как никакое другое медиа в современном искусстве востребовано, но чтобы сделать то, что действительно стоит внимания, нужно иметь немалый жизненный опыт, интересоваться новыми тенденциями в искусстве, много смотреть и читать, разбираться в философии, эстетике, чувстве ритма, чтобы не исказить пространство набором элементов, которые перестанут работать из-за их преобладания.
Мои коллажи минималистичны — три элемента на ярком или белом фоне. Они также личны, ведь это всегда игра с подсознанием, моими страхами, переживаниями, историями. Коллаж полностью отражает фрагментарность нашей жизни, торопливой и поверхностной, полной желания остановиться и дочитать, досмотреть и додумать. Коллаж, как и жизнь, может иногда приносить удовлетворение, быть созидательным, а иногда тревожным, провокационным.
Имея все это в своей голове, я так же реализую другие идеи в других медиумах. А ведь все началось с маленькой книжки поэзии Йиржи Коларжа, иллюстрированной его собственными коллажами, и купленной мною случайно в Киеве в магазине «Зарубежная книга» в 1979 году. Также с фильма «Зеркало», увиденного в маленьком кинотеатре в Харькове.
Про роботу з іншими медіа
Я известен не только коллажами, а также своей живописью, фильмами, инсталляциями, cut outs скульптурами, монументальными работами, связанными с интеграцией искусства в архитектуру в различных сооружениях в Европе и мире, так называемыми «архитектурными иллюстрациями».
Есть много обманчивой простоты в создании коллажа, но в моем случае это сорок лет практики, где коллаж является одной из моих художественных практик. Я строю коллаж подобно моей живописи, наслаивая и очерчивая композицию, выстраивая и разрушая перспективу, ставя задачу ограничится только несколькими цветами или элементами. Это поэзия, чем я тоже занимаюсь. Стихи-коллажи. Переход от одной практики к другой очень органичен для меня. Я не согласен, что многие, особенно молодые люди, работающие с коллажем, сейчас называют себя коллажными художниками (collage artist) Это неправильно, на мой взгляд, ведь нужно стараться стать просто хорошим художником.
Про центр сучасного мистецтва Soviart
Мне повезло, я стоял у истоков зарождения украинского современного искусства в конце 1980-х, стал одним из основателей Центра современного искусства Soviart в Киеве и одним из организаторов первых выставок современного искусства в Украине. Среди них проекты: «Киев-Таллинн» (1987) в Политехническом институте, «Киев-Каунас» (1988) в выставочном зале Союза художников на ул. Владимировской, первая совместная выставка советских и американских художников «Создаем мир вместе» (Киев, 1988), «21 взгляд. Молодые украинские художники» (1989) в Дании и «Украинское малARTство» (1960-1980 годы), Киев — Оденсе, Дания (1990). «Спалах. Новое поколение украинского искусства» в доме Архитектора (Киев, 1990).
Как все начиналось: 1986-1987 годы.
Коллаж полностью отражает фрагментарность нашей жизни, торопливой и поверхностной, полной желания остановиться и дочитать, досмотреть и додумать.
Про вплив фільмів Андрія Тарковського
Все началось с фильма «Зеркало» в маленьком кинотеатре Дома строителей в Харькове. Структура фильма, эстетика и выразительная символика проникли тогда в мое сознание и эмоциональную сферу таким образом, что именно этот фильм стал как бы воспламеняющей искрой и эстетическим вдохновением для всей моей последующей творческой жизни.
Посмотрев много талантливого кино с тех пор, я всегда возвращаюсь к Тарковскому. Его недосказанность, боль, уверенность в себе, духовность, ранимость, выбор, судьба — составляющие его таланта. Сейчас я фильмов практически не смотрю, просто нет времени. Но иногда всё-таки пересматриваю «Зеркало» и всегда нахожу что-то новое. В 2010 году, работая над проектом «Приближенно и лично/ Close Up And Private» я сформулировал этикет современного классического модерниста, где одним из пунктов стоит: «Посмотри все фильмы Андрея Тарковского. Пересмотри еще раз».
Наш фильм вместе с японско-английской художницей Норико Окаку «Зеркало к зеркалу», посвященный Тарковскому, получил первую премию на международном кинофестивале экспериментального кино в городе Лукка в Италии. В 2018 году мы создали второй экспериментальный фильм «Марина и Александр» о служении памяти родных людей, даже порой болезненном.
Про сучасне українське мистецтво
Наблюдать нет времени. Спешу отдать. Конечно, оно изменилось и это естественно. То, что иногда вижу, нравиться, что-то — нет. В январе 2022 года в Центре современного искусства Силкеборг Бад (Дания) открывается большая выставка современного украинского искусства Unfolding Landscapes, под кураторством Фэй Доулинг (Великобритания), где я являюсь автором идеи и консультантом вместе с Натальей Маценко.